«Одна красота пробуждает греховные собственнические порывы — вы ощущаете бессильную досаду на нее за то, что она не принадлежит безраздельно вам и только вам. Вы алчете ее и ревнуете ко всему миру, тем самым позволяя диаволу вами помыкать.
Другая красота дарует миг озарения, приближая ко всеобъемлющей истине, которую смертный не в состоянии охватить своим разумом. Будучи светом Богини, она проводит наши ликующие души в небесные альковы Праматери, ниспосылая нам в самый момент ее созерцания пронзительную радость и благодать.
Такого рода потрясения, в отличие от вызванных созерцанием красоты тленной, греховной, очищают. Чистосердечный розианин приходит за ними сюда, в храм Святой Розы, испытывая нужду в приобщении к прекрасному. Раздавленный роскошью убранства и магией сакральных символов, он возносит хвалу Создательнице за узреваемое благо и плачет, как дитя. Святой дух Праматери самим фактом своего присутствия промеж алтарей исторгает из него мелкую дрожь вместе с непрошеными слезами».
Из проповеди преподобной матери Терезы «О красоте преходящей и небесной»
Описывать здания вообще очень трудно, а такие, как храм Святой Розы, возведенный близ Кафедральной площади Волкогорья, — трудно вдвойне. Каждая деталь в нем заслуживает отдельного внимания. Силясь охватить в нескольких эпитетах все грандиозное целое, я рискую опуститься до безликой банальности в духе «жемчужиной северной архитектуры по праву считается...». А посему за точной характеристикой обращусь к словам классика*: «Храм Св. Розы — это духовная музыка, застывшая в камне».
В самом деле, если на секунду остановить течение мыслей и постараться постичь образ, заложенный архитектором в это величественное сооружение, прислушаться к мелодии его форм, ритму линий, то можно услышать в них хоралы и псалмы, страсти и реквиемы, а над ними — глас ангела под распевы Astorus Domina, прославляющий чистоту, мудрость и одержимую веру.
Как всякого туриста, в первую минуту меня поразило ощущение легкости от громадного собора, в котором ничто не давит своей громадностью. Высокие гулкие своды, галереи и переходы, альковы и алтари, узор гипсовой лепнины и каменное кружево фасада — все это по отдельности и вместе, составляя единую гармонию, прекрасно, изящно и будто бы невесомо.
Я была здесь во время святотонии, каковая отправлялась с необычайным размахом. Служило шестеро священников во главе с Патриархом Дракенфуртским Крайстом V и пел хор. Из разговоров с прихожанами я узнала, что Преподобный в определенные дни здесь также венчает и исповедует.
Сердце храма — оргáн работы мастера Аристида Кавайе-Розенфольда — действительно так хорош, как о нем говорят. Своим мощным и богатым звучанием он способен соперничать со звучанием симфонического оркестра. Столь же впечатляют цветные витражи с прозрачными фигурами Пророков и главный алтарь, украшенный филигранной резьбой по дереву, но всего замечательнее, по моему мнению, — триптих над алтарем, изображающий второе пришествие Праматери. Он выполнен с бесподобным мастерством. Кажется, Святая Роза вот-вот сойдет с фрески в окружении десяти ангелов и объявит начало Сопряжения Сфер.
Преподобный Крайст
Его Святейшество Джизас Крайст — обладатель фактурной внешности пророка и удивительной силы притягательной харизмы. Прихожане ревностно блюдут в неприкосновенности его авторитет, внемля каждому его слову с безропотностью агнцев, выказывая почтение и послушание, каких не удостаивают собственных родителей. Его ласковый голос дарит утешение, простые, исполненные достоинства манеры располагают к откровенности, кроткий взор излучает заботу и сердечное участие, самым естественным и безотчетным образом склоняя любого (ну, почти любого) проникнуться доверием. Кто бы мог подумать, что под плотным покровом благочестия притаился тонкий и искусный интриган, упивающийся своей властью над недалекими умами! Тот, чей путь к вершине духовной иерархии пролегал через сломанные судьбы, а белоснежные перчатки не раз обагрились кровью неугодных. Но будьте уверены: набожная паства Преподобного скорее вздернет вас на вишневом дереве, как клеветника Симона, нежели воспримет прямые доказательства порочности своего кумира.
-----------------------------------------------------
*Имеется в виду Иоганн Фридрих Аскар, великий бруггианский писатель, алхимик-изобретатель (917–1322 гг).
Отредактировано Астарта (23.03.2010 16:32)