Рубрика «слово Капитану Очевидности»
О сетевом этикете
Что такое сетевой этикет?
Это несложные правила хорошего тона, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Сетевой этикет нужен для того, чтобы всем — и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Никто не собирается учить вас жить и ограничивать вашу свободу. Но поскольку все мы — участники одного виртуального коллектива, соблюдение этих правил поднимет ваш авторитет, и вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник.
Как соблюдать сетевой этикет?
Все очень просто. Сетевой этикет — он такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего, старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Не стоит делать вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе: ругаться матом, разжигать национальную рознь, оскорблять людей и т. д. Вы этим мало того, что нарушите правила нашего форума (примечание: на других ресурсах запрета на подобное может и не быть), так еще и настроите против себя других участников виртуальной компании. Уважайте ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда ваша жизнь на форуме станет легкой и приятной.
Кто такой модератор?
На форуме существуют модераторы, чья основная задача — поддержание порядка, создание комфортной атмосферы для присутствующих, недопущение ругани, оскорблений, перехода на личности, отслеживание и пресечение флуда, оффтопа, оверквотинга и всевозможных технических нарушений. Именно модератору принадлежит право решать, кого допустить к дискуссии, а кого отстранить. Какую тему поддержать, а какую — прикрыть, чьи сообщения оставить, а чьи — удалить. Работать модератором непросто, и его труд заслуживает уважения. Ругаться с модератором — не только бесполезно, но и опасно: вас просто отстранят от участия в форуме.
Модератор — это не надсмотрщик и не палач, а человек, поддерживающий на форуме порядок и комфортную атмосферу. Самый лучший модератор — это тот, чья деятельность практически не заметна.
В процессе своей работы модератор пользуется различными средствами. Он обладает некоторыми чисто техническими возможностями (блокировка пользователей, удаление сообщений, перенос темы в другой форум, закрытие темы и так далее), однако основным средством работы для него является переписка с нарушителями — открытая (непосредственно в форуме, в виде сообщений, которые прочитают все присутствующие), а также закрытая (когда нарушители предупреждаются через личные сообщения).
Кто такой администратор?
Человек, который прежде всего заинтересован в поддержании на форуме приятной атмосферы. Он назначает модераторов, курирует их работу, принимает от пользователей советы по улучшению форума и жалобы на превышения модераторами их полномочий.
А если модератор не прав?
Публично обсуждать действия модераторов категорически запрещено. Иначе это может вылиться в нескончаемые препирательства. Все разногласия с форумной «властью» решаются в личной переписке или открытым общением в специально предназначенной для этого теме. Пишите администрации жалобы, а она уж будет решать возникшую проблему.
Авторское мнение
Все мнения и заявления, сделанные в сообщениях на форуме, должны восприниматься только как мнение человека, написавшего это сообщение, если только специально не оговорено другое. То есть если человек принадлежит к какой-либо группе, его сообщение совсем не обязательно представляет мнение всей группы.
Что такое оффтопик?
Если тема форума посвящена обсуждению какой-то вполне определенной темы, не стоит бросаться в нее с предложением обсудить что-то кардинально другое. Совсем плохая затея — заводить «дискуссию о дискуссии» — обсуждение того, подходит ли данная тема для данного форума.
Что такое оверквотинг?
Как правило, когда в форуме пользователь отвечает на чье-либо письмо, исходный текст письма сначала цитируется (при этом он визуально выделяется отступом и другим цветом фона), а затем уже идет сам ответ. Это делается для того, чтобы остальные присутствующие поняли, что, собственно, комментируется. Самой распространенной ошибкой в этом случае является так называемый оверквотинг (overquoting) — избыточное цитирование. Потому что для того, чтобы был понятен ответ, почти всегда вовсе ни к чему цитировать все исходное письмо. Достаточно процитировать только ту часть, которая необходима для понимания ответа. Но нередко бывает так, что пользователь цитирует огромное письмо только для того, чтобы написать «Согласен» или «Подпишусь под каждым словом». Оверквотинг вреден, и его следует по возможности избегать.
Что такое флейм?
Флейм — это «спор ради спора». Когда все забывают, из-за чего начался разговор и начинают ожесточенно ругаться друг с другом — вот тогда и начинается флейм. Мы говорим про человека, что он разжигает флейм, если он:
— переходит по ходу разговора на личности;
— допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера;
— ведет дискуссию неуравновешенно;
— провоцирует скандал.
Есть простое правило: никогда не стоит поддерживать флейм. Да, именно так: личные «наезды» следует оставлять без ответа. Игнорируйте скандалистов и «флеймеров» — и тогда вас, несомненно, начнут уважать все остальные.
Что такое флуд?
Флуд — это поток сообщений, не несущих почти никакой смысловой нагрузки. Это такие сообщения, которые можно было бы безболезненно удалить (а точнее, не писать) без всякого ущерба для форума. Обычно флудят пользователи, которым по большому счету нечего сказать, но которые хотят привлечь к себе внимание. Они начинают отвечать почти на каждое письмо в теме, причем ответы не несут никакой смысловой нагрузки и обычно выглядят как короткие однострочные сообщения: «Точно!», «Согласен!», «Подпишусь под каждым словом!», «Я тоже так думаю!», «Ух, ты!» и так далее. Флуда следует избегать. Он замедляет загрузку страниц, увеличивает количество ненужной информации, раздражает других пользователей, создает бессмысленный трафик и увеличивает затраты.
Что это за странные значки?
Обмениваясь текстовыми сообщениями, мы не слышим живых интонаций нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети наловчились использовать для обозначения своих эмоций простые «картинки», составленные из нескольких знаков препинания. Их называют «смайлики». Самые распространенные смайлики:
— улыбка, радость
— печаль, грусть
— удивление
— подмигивание
Смайлики — излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции на форуме, однако стоит помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить один смайлик, ну два — но не двадцать.
Частная информация
Никогда не сообщайте ваш пароль незнакомым вам участникам общения в Сети. И никогда не требуйте от своих новых знакомых подобной информации. Мы все друзья и доверяем друг другу. Но есть частная информация, которая не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах.
Эмоциональная речь
Не стоит писать слова БОЛЬШИМИ БУКВАМИ — это воспринимается как грубый крик. Если вы хотите усилить эмоциональность своей речи, выделяйте ее полужирным или курсивом, например: «Я просто уверен в этом», «Совершенно верно».
Хотите выругаться?
Ей-богу, не стоит. В интернете есть простое правило: никогда не пишите другому человеку того, что вы не решитесь сказать ему лично. Вы же не ругаетесь прилюдно? К тому же за оскорбления вас может жестко наказать модератор, да и в глазах других участников разговора вы будете выглядеть некрасиво. Если все же эмоции переполняют вас, дайте им простой выход — поставьте смайлики — правда эмоционально получается?
Старайтесь не допускать грамматических ошибок.
Письменная грамотность — то же самое, что устная вежливость. Сделайте минутную паузу, перечитайте свое сообщение, прежде чем его посылать, исправьте случайные опечатки — это будет ваш знак уважения к вашим собеседникам. Имейте в виду, в Сети присутствует своя собственная «грамотность», иногда не совпадающая с грамотностью общепринятой. Здесь многие пишут «че», а не «что», «естессно« вместо «естественно», «вабще» вместо «вообще» и т.д. Так просто короче, и в этом нет большой беды. Но все равно — вычитывайте свои сообщения, прежде чем посылать их, вдруг там окажутся досадные ошибки, которые вы вовсе не собирались делать.
Сокращения
Многие матерые жители интернета активно пользуются в своих сообщениях странными буквосочетаниями: «имхо», «ППКС!» и что-то еще в таком роде. Если вы встретите нечто подобное, не пугайтесь — это устойчивые сокращения, прижившиеся в виртуальной среде. И они всегда что-то означают. Если же вы знаток подобных фразочек, не спешите их часто использовать, вас могут просто не понять; постарайтесь найти подходящие русские слова, их достаточно много.
(По материалам статьи.)