Происхождение народа и первые шаги по миру
Айза... жаркая и цветущая, ласковая и жестокая, многоцветно прекрасная и ужасающе грязная, вечно неизменная и беспрестанно изменчивая. История этого огромного, похожего на бурный поток горной реки материка столько туманна, что вычленить некоторые основные моменты, запечатленные в памятниках культуры, стороннему зрителю практически невозможно. Еще сложнее узнать что-то о тех, кто не оставляет о себе каких-либо материальных следов — дым от костра разносится утренним ветерком, звуки музыки заглушаются цоканьем подкованных лошадей и скрипом повозок, и лишь память остается в сердцах тех, кто повстречал на пути народ, несущий в мир закон свободы.
Прежде чем сформировались процветающие государства Абаджан, Мун-Ци и Сансара, земля омылась кровью миллионов людей. Ныне, самая малочисленная и слабая часть империи Хурбастана, Сансара, под крепкой, основанной на жестокости и деспотизме, власти вампиров из клана Мизрахи, пыталась подчинить себе все прилегающие территории. Постоянные гонения, завоевательные походы сдвинули с места большие пласты населения, желающие спастись от кровавой жажды Мизрахи. Беженцы наталкивались на копья не желающих тесниться соседей, порождая новые стычки и междоусобицы.
Всего за сто лет жадные до власти вампиры умудрились так перемешать народности Айзы, уничтожив едва ли не половину населения, что и поныне невозможно сказать, кто из них где поселялся до Великого похода. Говорят, даже солнце в те времена окрасилось багряным.
Многие окончательно потерявшиеся племена так и не вернулись на когда-то обжитые стоянки в страхе вновь быть сдернутыми с места или попасть в лапы кровопускателей. Кто-то из них растворился в небытие, а другие, собравшись в группы, и основали костяк будущей кочевой цивилизации.
Так как под опалу попадали не только обычные крестьяне и бедняки, но так же и высшие слои населения, то часто в первых таборах баронами становились весьма знатные вельможи того времени, мыслители и ценители прекрасного. Именно они и сформировали новую культуру на осколках старых верований и фольклора.
Героические сказания, песни-покаяния, романсы о любви и предательстве. Ушедшие из мест возникновения городов еще до их утверждения, они не застали формирование культа Айлиля, да и не приняли бы они богом того, кого навязал один из ненавистных вампиров. Язычники, отрекшиеся от цивилизации зарождающегося Хурбастана, они нарекли себя Мануш — люди. И действительно, за многие века существования кочевников-мануш ни один вампир или его отпрыск не вступал (и не принимался) в табор. Кроме добропорядочных слоев общества в обозы попадал, безусловно, и всякий сброд, но сплоченный, вынужденный выживать народ быстро создал свод законов, запрещающий всякие бесчинства. И если много веков позже к цыганям и стали применять порочащее прозвище — бандиты, сброд, — изгои, то вовсе не по вине пионеров. Главным законом в таборе была честь, все, кто нарушал устои клана, своими действиями подставлял родичей под плахи палачей, жестоко карались. И все таки кое-чему и от них научились мануш — хитрости, ловкости, изворотливости — обходным путям на прямой дороге доблести. Только бы выжить.
Кочевники, не имеющими собственных угодий, зарабатывали на жизнь песнями и танцами (сам их внешний вид — бешеная смесь разнонародных костюмов — уже привлекал внимание), гадали и занимались предсказаниями. Публике это понравилось, и вскоре оккультные практики стали основным занятием цыган. Кроме того, они дрессировали животных и занимались кузнечным делом.
Цыгане сформировали свое общество на основе братства, коллективного пользования. Это — следствие цыганских представлений о мире. Они верили, что деревья и цветы, птицы и звери созданы для всеобщего удовольствия. И поэтому, когда цыган шёл по дороге и видел яблоню со спелыми плодами, он думал, что нет ничего плохого в том, чтобы остановиться и насладиться этим щедрым даром. Скажем, кролик или фазан были таким же наслаждением, предоставленным богами. И никто не может владеть единолично тем, что боги дали людям в свободное пользование. Неудивительно, что столь наивные представления цыган не вызывали одобрения населения городов. А когда к власти пришли потомки Айлиль аль Абаджа — клан Гинза, отвернувшихся от власти вампиров кочевников и вовсе стали чураться. Правящие слои все чаще стали отказывать артистам-манушам проводить представления в пределах городов, многие даже пытались выселить их за границу набирающей силу границы Хурбастана. Цыган отождествили с ведьмами и колдунами, считая, что все эти бродяги, не имеющие постоянного жилья и пришедшие из дальних земель, обладают дурным глазом... тем более что, что жили они в «домах на колёсах» и говорили на явно не официальном языке.
Прецедентом и первым расселением кочевого народа за пределами материка стал указ одного недалекого правителя Абаджана, издавшим указ о ссылке цыган из Баккара. Несколько сотен плененных представителей этой народности посадили на корабли и вывели в открытое море. Без большого запаса припасов и лишь благодаря помощи членов команды, сочувствующих им (в числе которых были пираты, преступники, изгои) несколько судов все таки достигли Нордании. Большинство же кануло в бездну океана или причалило к южным землям Айзы.
Но к счастью для цыган, законы и постановления, созданные для изгнания вольнодумцев и обращения их в истинную веру, соблюдались не слишком строго. Кроме того, они обрели много сторонников среди местного населения, в жилах которых текла общая с ними кровь, и манушам часто удавалось затаиться на какой-то срок, не покидая привычных мест.
Насчитывающие уже не одну тысячу человек народ, словно семена диких растений, распространился по всей территории Айзы. Бороться с ними было все равно, что попирать принципы добродетели Ваххалы, закончившего кровопролитную войну династии Смерти, жертвами которой и стали когда-то мануши.
Вскоре их оставили в покое, но урок не прошел зря — тесная связь между узаконенными преследованиями и насильственным религиозным обращением оказала глубокое влияние на отношение цыган к нецыганским религиозным взглядам. В некоторых случаях это приводило к тому, что они начинали ещё сильнее придерживаться своих магически-религиозных представлений, часто лишь внешне перенимая обычаи местного населения, считая это необходимым для выживания.
Отредактировано Амаранте (21.06.2011 12:38)