Люди не выдерживают ту гнетущую атмосферу присутствия темных сил, что окружает места погребений. Кладбища, склепы, надгробия, кенотафы — все это для них отталкивающе и уныло. Люди боятся и сторонятся призраков. Вампиров же, напротив, фантасмагорический флер некрополей только притягивает. Кто знает, почему? Возможно, их будоражит дух тайны, исходящий от этот мест? Или прогулка среди могил возвращает им детскую веру в страшные сказки, дарит им чувство игры в запретное, в заключение сделки с дьяволом? А может, все дело в том, что вампиры воспринимают смерть намного проще, чем люди: для них старуха с косой скорее театрально-драматический образ, нежели преследовательница, которая вот-вот настигнет?
«Носферату чувствуют незримую связь со смертью, — писал Орландо де Рей в самом начале своей автобиографии. — Будто маленькие дети, запертые в своей комнате, они прикладываются к дверному глазку и с вожделением смотрят на призрачный мир по ту сторону закрытой двери. Они пристраиваются к щели так и эдак, скребутся об дверь ногтями и обессиленно вздыхают, ибо всякая попытка постичь инобытие тщетна. Однако само приобщение украдкой к непознанному заставляет душу вампира трепетать».
Посему для каждого вампира посещение фамильного склепа — не просто дань умершему родственнику, но еще и попытка услышать тот мир, заглянуть за полог реальности, за кулисы пестрой, суетящейся сцены. Удобный предлог, чтобы снова пощекотать любопытство, которое с самого детства манит к запретной двери, чтоб почувствовать всполох робкой надежды вновь услышать блуждающий в голове знакомый голос оттуда. Может, это желание и повлияло на архитектурные особенности дракенфуртских мест захоронений?
Склеп Фенгари не является исключением, от всех прочих его отличают разве что небольшая статуя расправившего хвост павлина у входа да гербовый знак на двери. Небольшое помещение верхнего склепа с каменным ложем в центре и двумя оконцами в сводчатом потолке. Именно на этом ложе последний раз лица покойника касался свет луны и звезд, после чего тело несли на носилках по крутой лестнице в холодную темноту нижнего уровня. Главная галерея тянулась с юга на север. Солнце почти не проникало через продухи, а мох, что покрывал стены наружной постройки, отлично приглушал пение птиц и закрывали щели между кирпичей от ветра, тихий свист которого мог переродиться в подземном каменном мешке в настоящий вой. Стены, пол, потолок, все было сложено из прочных скальных пород. Долговечность была важнее внешнего изыска. Да и какой изыск может быть в месте упокоения. Земная роскошь давно безразлична местным постояльцам. Редкие фрески на стенах, мраморные статуи и резные подсвечники. Саркофаги располагались в небольших нишах, стоять в которых, не склоняя головы, было невозможно.
Было ли это сделано исходя из традиций, или же, из инженерного расчета, кто уже это упомнит. Однако, если встать рядом, положив руку на холодный камень, и прислушаться, то, быть может, вам поведают о том здешние обитатели.
(Кристофер Андерс)
-----------------------------------------------------
Рекомендуем ознакомиться со статьями:
Место смерти в религии норданцев
Обряды и символы веры в розианстве