Мчится лихая шестерка, мажорно звенят бубенцы, тихонько кружатся над городом белые хлопья и опадают на город пушистым пером, утепляют ее, укутывают. Сгущаются ранние сумерки, будоража умы и сердца ожиданием чуда... Кажется, вся Земля, обомлев, застыла в просветленном восторге. Близится праздник! — и потому в «Голубых елях» накрывают на стол, зажигают все свечи в доме, рядят его в гирлянды разноцветных фонариков... Дети носятся по двору, как угорелые, падают в сугробы, бросаются снежками... Прелестные ангелочки!
Сюжет рождественской открытки и ничего больше. Слишком приторный и лощеный, чтобы быть правдой... Вас не пугает вся эта глазурь? Не кажется чересчур искусственной, кукольной, обманчивой... похожей на ловушку?
О, заклинаю вас, покупатель, верьте тревожному чувству! Картина господина ди Каприо — медвежий капкан, расставленный агентом муниципального управления жилой недвижимости на нувориша — своего типичного златозубого клиента.
А ведь когда-то изображенный на холсте домик был не просто старой рухлядью в блестящей обертке. Он был не просто изношенной вещью, которую можно подлатать, подретушировать, изобразить с удачного ракурса и выставить на продажу с расчетом на хорошую сделку. Или без расчета.
Когда-то этот дом не продавался, потому что, вы знаете, друзья не продаются. У него была душа. Добрая-добрая наивная душа. Кажется, она жила где-то там, за печкой, приняв облик мохнатого домового.
Влажными летними деньками печка нежила котят майского выводка, шелестела полынью и коноплей, развешенными на просушку, мерцала мятными огоньками-угольками во тьме; вешними ночами из остывшего ее жерла доносились кошачьи песни, полные страсти и неизбывной норданской тоски, — откуда-то с крыши через трубу, через дымоход; с приходом листопада она теплела, пахла, как мама, — яблочным пирогом и уютом; а в зимнюю стужу, собрав вокруг себя малышню, рисовала на стенах театр дивных теней, сочиняла чудесные сказки про волка и гуля, про принца и деву, про далекие царства, высокие горы, широкие реки, про зло и добро, которое в конце всегда побеждало.
Когда-то в доме на чердаке хранился сундук с детскими снами, и под кроватями жили мечты, а не монстры. Когда-то девочка получала в наследство от матери куклу, чтобы сто лет спустя подарить ее собственной дочери. От бабушки ей доставалась библиотека, от прабабушки переходили столовый сервиз и колыбелька... Дом наполняли вещи с историей, а история из поколения в поколение передавалась по незримым связям. Словно нитки волшебного клубка они тянулись за печку, где стучал спицами домовой.
Когда он умер? От чего? Наверное, от старости... Кто знает?.. Случилось это не как-то вдруг, а постепенно: погасла печь, ушли коты, затих веселый детский смех... Неброское тепло доброй души сменилось лакированным шиком с картины Джонни ди Каприо.
О, заклинаю вас, покупатель, не верьте глазам пейзажиста! Дом «Голубые ели» — не новодел, а старина в пошлых румянах. Имейте же к ней почтение. Ибо нет большего греха против вкуса, чем поселяться на останках чужой истории, не умея сотворить собственную.
(Кошка)
Отредактировано Котэ де Мурло (17.12.2014 23:45)