Те, кому однажды посчастливилось провести трое суток с профессором ботаники в одном купе «Северо-Норданского экспресса», уже на подходе к станции Мудершнапс догадывались: цель путешествия их попутчика — увидеть Трауменхальт и умереть. То ли от счастья, то ли от досады, что нельзя навсегда поселиться в зимнем саду при замке. «Как было бы чудесно разбить бивак прямо под кустом, среди редких анемонов и уникального османтуса!» — предавался мечтам профессор. Выходя размяться на перрон, он шептал проводнице таинственно: «Примула мучнистая отличается от густолистой строением чашелистика...», на следующей станции делился сокровенным знанием с какой-то нафталиновой дамой, через одну — со всем вагоном-рестораном. Когда же поезд начал замедляться возле Малых Пустошей, кажется, даже проспавший полдороги гражданин с верхней полки разбирался в нормах полива зеленых насаждений... Сказать, что назойливый лектор всем надоел, — значит ничего не сказать. Однако он добился главного — слушатели задались вопросом: так ли божественны райские кущи Трауменхальта, как их малюют?
«Это надо видеть, друзья мои!» — захлебывался ботаник от восторга. — «Это надо видеть!.. Только представьте себе: легкий морозный ветерок сквозняком проникает под накрытый стеклянным куполом сад, снежинки хлопьями приземляются на прозрачный потолок... Вы внутри, снег снаружи. Вверху. Ослепительно белый. Там, на улице, — метель, здесь — весна. А на уровне вашего роста, пропущенные через кроны деревьев, яркие лучи рассеиваются, окутывая вас мягкой кружевной светотенью, погружая в особенное меланхолическое настроение, которому вторят тихие всплески фонтана. Благоухание ирисов, пионов, лилий, нарциссов и роз сплетается в гармоничную композицию. Сколько изящества и тонкого вкуса потребовалось для ее составления?! По стенам ползут вьющиеся растения — девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок. Над цветниками кружатся аурелии — вид бабочек, которые зимой не впадают в спячку. Пестрые крылышки этих хрупких созданий трепещут прямо перед вашим лицом, переливаясь в скользящем свете синими, желтыми и оранжевыми красками. Что за дивная картина! Величиной они, помнится, были не больше четырех сантиметров... Любили облеплять скульптуры и каменные колонны. Я, видимо, так обомлел на радостях, что они и меня за истукана приняли. Еле от них отбился, ха-ха-ха-ха».
В самом деле, не чудо ли — насладиться благоденствием мая в разгар зимней стужи? Почувствовать, как время замирает, покорившись рукотворной красоте... Как наука играет в салочки с сезонами и климатом, и что важно — выигрывает...
Впрочем, далась вам эта реклама? Профессор прав: лучше один раз увидеть.
Особенность конструкции сада заключалась в ее паутинной структуре, которая напоминала засаженный лес с множеством гигантских ветвей, которые переплетались, проходя одна под другой, спускаясь на землю и вновь поднимаясь ввысь к самому потолку. Сам же потолок был выполнен из сплетения шести больших куполов, являющих собой аккуратно выполненную тонкую, но очень прочную сетку, в которую были вставлены закаленные стекла, имеющие возможность приоткрываться. Под центральным и самым огромным куполом громоздилась тонкая металлическая колонна, удерживающая конструкцию на себе, похожая на шест. Вокруг нее поднималась ввысь до немыслимости красивая резная лестница с большими пролетами, выполненная из редкого дорого металла и облицованная деревом. Сам металл колонны был спрятан под множеством разномастных вьющихся растений. Ее украшали всевозможные мелочи вроде ажурных керосиновых ламп в кованных корпусах с натертыми до блеска стеклами и небольших аккуратных табличек с названиями растений.
От больших пролетов основной круглой лестницы отходили специально сплетенные из лиан и крепких дубовых досок диковинные висячие мосты, по которым можно было пройтись, полюбовавшись сверху красотами сада. Каждая терраса, образуемая на стыке лестниц или подвесных мостов, имела под собой колонну, на которой она держалась. Все площадки были на разных высотах, расположенных на первый взгляд хаотично, но очень точно с точки зрения посадки растений. Кстати о растениях. Каких там только не было! Начиная хвойными и заканчивая пальмовыми. А о цветах и говорить нечего! Его светлость нередко хвастался своей коллекцией цветов высшему обществу, часто ставя в неловкое положение даже именитых моих коллег, которые съезжались с разных уголков мира, чтобы взглянуть на это чудесное место.
Площадь сада была огромна, здесь можно было запросто заблудиться, если не знать куда идти. Извилистые тропки и дорожки вели в самые разные уголки сада, то выводя к небольшим фонтанам с маленькими уютными скамеечками, то отводя к какому-нибудь подъему, на котором можно было продолжить свой путь, поднимаясь на террасу. Вход был выполнен в форме гигантских дубовых ворот, украшенных вырезанными на их поверхности деревьями и цветами. На небольшом каменном парапете, к которому вели ворота, можно было остановиться у большого информационного щита — там висели списки с названиями цветов и растений, которые занимали особо привилегированное место в графском саду. Кроме всего прочего, на стенде можно было увидеть огромный план сада, на который никто никогда не обращал внимания, приходя сюда не за ним, а за той неповторимой атмосферой, которую дарило это место в любое время года.
(Авель Логиэс, Кошка)
Отредактировано Фрейя Эйлмер (21.08.2010 07:08)